Главная \ Бизнес-Молекулы

Бизнес-Молекулы

Теги: Анализ ситуаций Бизнес-идея Бизнес-план Бизнес-процессы Информационная система Качественные методы Компетенции Маркетинг Методы анализа Нормативы численности Оплата труда Оптимизация затрат Организационная структура Оценка рисков Персонал Планирование Проект Производительность труда Система продаж Совещания Управленческие решения
Конкуренция
Конкуренция

 

Когда говорят о конкуренции, довольно часто упускается то обстоятельство, что конкуренция имеет два, по сути, совершенно различных аспекта.

Конкуренция, как инструмент экономического развития, направлена на совершенствование организации производства и продукта.

В, конечном счёте, эти процессы соответствуют интересам, как производителя, так и потребителя.

Конкуренция, как инструмент борьбы, ориентированной на ликвидацию партнёров-соперников, направлена фактически на сворачивание сферы деятельности.

В, конечном счёте, эти процессы не соответствуют интересам ни производителей, ни потребителей того бизнес-пространства, где развернулась конкуренция такого рода.

В случае конкуренции первого типа в выигрыше оказывается всё бизнес-пространство, в котором разворачивается такая конкуренция.

В результате конкуренции второго типа довольно часто выигрывают те, кто находится вне бизнес-пространства, в котором развернулась такая конкуренция.

Компетенции в условиях организационного хаоса
Компетенции в условиях организационного хаоса

 

Существуют организации, действующие в условиях организационного хаоса.

У сотрудников таких организаций можно выделить два основных типа компетенций.

Есть сотрудники,  научившиеся извлекать пользу из умения действовать в условиях хаоса. И это составляет суть их компетенции.

Такие сотрудники не будут заинтересованы в смене хаоса упорядоченной деятельностью.

Есть сотрудники, стремящиеся заменить хаос упорядоченной деятельностью. И это составляет суть их компетенции.

Такие сотрудники часто приобретают репутацию теоретиков, чья деятельность не направлена на конечный результат.

В организациях, действующих в условиях организационного хаоса, нет сотрудников, чья компетенция была бы полезна в упорядоченных организациях.

Менеджмент в контексте задач, желаний и долга
Менеджмент в контексте задач, желаний и долга

 

Есть организации, руководители которых хотят достичь каких-либо результатов.

Работа в таких организациях превращается в исполнение желаний с элементами сотворения чудес.

Релевантный тип сотрудников - золотые рыбки.

 

Есть организации, руководители которых действуют, исходя из чувства долга перед владельцами бизнеса.

Работа в таких организациях превращается в суровую службу, где всегда есть место подвигу.

Релевантный тип сотрудников - бойцы, самое страшное наказание для которых - стать ронином.

 

Профессиональные менеджеры в любых ситуациях решают задачи.

Чужие желания как бесплатный ресурс
Чужие желания как бесплатный ресурс

 

Довольно часто в бизнесе, как и во внерабочей сфере, желания других людей, склонных полагать, что в жизни есть место доверию, используют в качестве инструмента, позволяющего бесплатно добиться от этих людей необходимых действий.

Приём этот хорошо известен под названиями - охапка сена, морковка и т.п.

Цели и потребности не могут выступать в качестве такого бесплатного ресурса.

Достижение целей планируется, представляя собой осмысленную и упорядоченную деятельность, а потребности либо удовлетворяются, либо нет, позволяя легко формировать фактическую картину происходящего.

Желания могут долго находиться в стадии ожидания результата без совершения действий, прямо и непосредственно направленных на получение этого результата.

Не всегда и не обязательно люди, желания которых используются в качестве бесплатного ресурса для достижения целей их партнёров, превращаются в тихих неудачников.

Мир тесен.
Индукция и дедукция
Индукция и дедукция

 

Существует два основных способа рассмотрения ситуаций.

Либо от общего к частному, либо от частного к общему, или дедукция и индукция, top-down или  bottom-up.

Кому как нравится, но суть одна.

Очень часто люди, обсуждающие ситуации, и привыкшие использовать различные способы рассмотрения их,  не могут договориться.

Каждому кажется, что собеседник говорит не о том.

А как просто можно устранить эти недоразумения.

Всего лишь сказать в начале обсуждения, какой способ рассмотрения вы предпочитаете и почему.

Основные продуктовые и обеспечивающие процессы
Основные продуктовые и обеспечивающие процессы

 

Одним из надёжных показателей эффективности построения организации могут быть отношения, установившиеся между сотрудниками, представляющими основные продуктовые и обеспечивающие процессы.


В эффективной организации сотрудники, занятые в обеспечивающих процессах, видят свою задачу в максимизации своего вклада в реализацию основных продуктовых процессов.

В неэффективной организации сотрудники, занятые в обеспечивающих процессах, видят свою задачу в том, чтобы доказать необходимость и важность своей деятельности.


Показателем эффективных отношений между сотрудниками, представляющими основные продуктовые и обеспечивающие процессы, являются регулярные контакты на горизонтальном уровне.

Показателем неэффективных отношений между сотрудниками, представляющими основные продуктовые и обеспечивающие процессы, являются частые рабочие совещания, проводимые по инициативе руководителей организации.


Есть виды деятельности, где основной продуктовый процесс реализуется преимущественно в виде ментальной деятельности без использования каких-либо специализированных инструментов, но сопровождается технически сложными обеспечивающими процессами.

В таких ситуациях, в  отношениях между сотрудниками, представляющими основные продуктовые и обеспечивающие процессы, часто доминируют сотрудники, представляющие обеспечивающие процессы.

Head Hunting
Head Hunting

 

Почти всегда объектом хедхантинга становится сотрудник, имеющий публичную известность.

В корректно выстроенных организациях то, кто именно из сотрудников может быть публичной фигурой, всегда определяется так, чтобы не нанести ущерб организации.

Ситуация с хедхантингом зачастую напоминает историю о неуловимом Джо в зеркальном отражении.

Производственные разногласия по поводу планируемых действий
Производственные разногласия по поводу планируемых действий

 

Планируемые действия могут быть рассмотрены через призму весьма большого количества проекций.

Смешение проекций приводит зачастую к неэффективному обсуждению или путанице.

Одной из весьма распространённых причин возникновения путаницы такого рода является ситуация, когда в качестве равновозможных  обсуждаются варианты, как соответствующие, так и несоответствующие принятым стандартам.

Стандарты эти могут быть, как основанными на физических, химических и т.п. принципах процессов и явлений, так и сугубо конвенциональными.

Практически всегда такие ситуации свидетельствуют об отсутствии в организации стандартов обсуждения производственных вопросов.

Организационное взаимодействие в ситуации отклонения от графика выполнения
Организационное взаимодействие в ситуации отклонения от графика выполнения

 

Не столь редки организации, где распространена практика привлечения к проектам одного подразделения сотрудников другого подразделения.

Как правило, такие ситуации возникают, когда реализация проекта или его этапов жёстко привязана к срокам, и у руководителей организации есть устойчивое ощущение, что сотрудники, ответственные за проект, не смогут выполнить работу в установленные сроки.

Очень редко чётко планируется работа привлечённых сотрудников  других подразделений на «чужом» проекте.

Итоговые результаты реализации проекта, выполненного с привлечением сотрудников других подразделений, могут быть как успешными, так и неуспешными.

Практически никогда по результатам реализации проекта не проводится анализ эффективности работы привлечённых сотрудников других подразделений.

Контроль исполнения поручений
Контроль исполнения поручений

 

Многие руководители склонны рассматривать в качестве одного из признаков регулярного менеджмента наличие в организации контроля исполнения поручений.

Для того чтобы разделять эту позицию необходимо согласиться с тем, что поручения в бизнес-организациях являются либо функцией, либо процессом, либо предметной областью деятельности, либо чем-то ещё из этого ряда.

Как правило, этого не происходит.

Возможно, в связи с отсутствием каких-либо оснований для такого толкования понятия поручение.

В результате наличие в организации развитого контроля исполнения поручений можно рассматривать как весьма надёжный показатель отсутствия классических профессиональных инструментов управления бизнесом.

Кстати,  система управления по поручениям, в принципе, возможна.

Сложно только представить погодные условия, при которых было бы уместно сочетание обутых/одетых на одном человеке валенок с калошами и прозрачной блузки из полиэстера с рюшами.

Адрес:
Россия, Санкт-Петербург
Организационное Развитие Бизнес Инновационных Систем