Главная \ Книжные обзоры \ Обзоры книжного рынка \ Мотивация персонала (обзор книжного рынка Санкт-Петербурга)

Мотивация персонала (обзор книжного рынка Санкт-Петербурга)



21.05.09



Вопросы мотивации персонала фактически никогда не выходят из моды. Но при этом, пожалуй, никакая другая проблема не выступает под таким большим количеством различных названий: материальная и нематериальная мотивация персонала, стимулирование персонала, системы оплаты труда, компенсационный менеджмент, системы вознаграждения персонала. Подходя к вопросу с академических позиций, можно, конечно, провести строгие границы между этими названиями и подготовить на этом материале не только кандидатскую, но и докторскую диссертацию. Однако мы предпочли сугубо прагматический подход и в результате выяснили, что, с практической точки зрения, название книги ничего не гарантирует. Надо открывать и читать всё подряд.

Поскольку большая часть книг, посвящённых этой проблематике, имеет в заголовке слово «мотивация» мы также будем использовать это слово как наиболее актуальное. Собственно также (Мотивация персонала) и по тем же соображениям названа и  соответствующая страница нашего сайта, где мы излагаем своё видение этих проблем и предлагаемые нами услуги.

В марте-апреле 2009 года мы посетили четыре наиболее крупных книжных магазина Санкт-Петербурга, чтобы ознакомиться с тем как в настоящее время освещаются вопросы мотивации персонала в социально-экономической литературе. С сожалением отметим, что неуклонно сокращающееся количество книжных магазинов, которые мы посещаем для поиска интересных книг, связано не с нашей ленью, а с фактическим исчезновением магазинов, где есть вероятность обнаружить искомое.

Всего в магазинах города мы обнаружили 38 книг соответствующей тематики. Практически равными количествами книг  представлены российские авторы - 15 книг и  авторы из США - 13 книг,  4 книги приходятся на долю европейских авторов. Для 6 книг страновую принадлежность авторов идентифицировать не удалось.

Кстати, мы обратили внимание, что легко идентифицируется страновая принадлежность российских авторов и авторов из США. В иных случаях бывает довольно сложно определить страну, где впервые была выпущена книга.  

Из 38 книг только 6 являются учебниками и учебными пособиями, что весьма заметно отличается от структуры книг по другим темам, которые мы успели рассмотреть, где доля учебников была, как правило, преобладающей. Большинство оставшихся книг, не относясь формально к сегменту light reading, по сути, по нашим представлениям, относятся именно к этому жанру. В основном авторы весело рассказывают истории из жизни, упорно стараясь убедить читателей, что мотивация персонала отнюдь не является одной из центральных проблем менеджмента организаций и не требует никаких специальных знаний и навыков.

 

От ОРКОШИ    ОРКОША после просмотра книг, посвящённых мотивации персонала,  сразу вспомнил любимый фильм о семейке Адамс. Сцены в детском летнем лагере в концентрированном виде прекрасно отражают идеологию большинства книг по мотивации персонала.

На этом основании ОРКОША бесплатно предлагает  конкретный тест   реальным руководителям.

  • Если ваши сотрудники с удовольствием реагируют на предлагаемые в литературе по мотивации стимулы в стиле «ваши сотрудники перегрелись на работе, купите им вагон мороженого», вы управляете летним лагерем из семейки Адамс.
  • В противном случае на вашей фирме работают истинные молодые Адамсы.
  • А это две большие разницы.

ОРКОША полагает, что ответ на этот вопрос является основополагающим для построения системы мотивации сотрудников вашей фирмы. Ошибка именно в этом пункте может погубить всю последующую работу (для определения масштабов бедствия см. оригинал).

 

Возвращаясь к формальному анализу, отметим, что более 2/3 книг написано одним автором, что было характерно только для книг по конкурентной разведке.

Представленные в книжных магазинах книги были изданы в период с 2004 по 2009 гг. Большая часть книг (26) изданы в 2007-8гг.,  6 книг были изданы уже в 2009 году. Следует отметить, что год издания никак не связан с новизной подходов и в этой связи не должен влиять на решение о приобретении конкретной книги.

 Что касается общих цифр, то наиболее часто встречающийся тираж книг по мотивации персонала составляет 2 000-3 000 экземпляров, а  общий тираж книг, посвящённых мотивации персонала и представленных в книжных магазинах Санкт-Петербурга, составляет чуть более 100 000 экземпляров. То есть, примерно по 1 книге этой тематики приходится  на каждые 1 400 жителей Российской Федерации.

Средняя цена одной книги, посвящённой мотивации персонала, составляет около 400 рублей при количестве страниц - около 320.

Всего же комплект книг по мотивации персонала, представленных в книжных магазинах Санкт-Петербурга, стоит около 15 тыс. рублей и содержит около  12 000 страниц. В данном случае попытка освоить материал самостоятельно не представляется нам оптимальной для руководителей-практиков ни по затратам времени, ни по затратам финансовых средств. Как показывает практика, индивидуальные консультации в данном конкретном случае выглядят предпочтительнее. Вместе с тем при наличии свободного времени и желания по-настоящему на технологическом уровне вникнуть в предмет, ряд книг может быть, безусловно, полезен (см. комментарии в перечне книг).

 

Ещё раз от ОРКОШИ. Возвращаясь к вопросам моды, ОРКОША хотел бы заметить, что, по его мнению, вопросы мотивации персонала играют в менеджменте организаций примерно ту же роль, что и штаны в мужском гардеробе. Неважно какие: для делового костюма, джинсы, бриджи,  галифе, шорты, мятые, со стрелками, мешковатые, узкие и т.д.,  они должны быть. Если, конечно, наш персонаж не представитель этноса с другой системой координат мужского костюма. А дальше дело владельцев и руководителей бизнеса, выбирать в каких штанах (с какой системой мотивации) будет щеголять их фирма.

Кстати, немного найдётся людей имеющих одни штаны на все случаи жизни, но очень многие фирмы используют одни и те же способы мотивации для разных групп персонала. ОРКОШЕ видится в этом некий когнитивный диссонанс. Это выражение он услышал однажды на «Радио Зенит» и с тех пор считает его использование признаком хорошего тона. Между прочим, и у игроков «Зенита» много комплектов формы на разные случаи жизни.

ОРКОША также склонен полагать, что для большинства людей функциональность штанов важнее, чем следование моде. В этом смысле ОРКОША противопоставил бы штаны галстуку (например, элементам фирменного стиля организации).  Вот тут уж, если одел, то будь добр имей представление о модных тенденциях, или заранее смирись с тем, что эффект от намерения произвести должное впечатление может быть обратным желаемому.

 

В заключение хотим ещё раз упомянуть, что использованные в обзоре группировки книг, отнесение книг к той или  иной группе, выделение книг по тому или иному критерию, сам отбор этих критериев, оценка книг отражают персональное мнение сотрудников ОРБИС-Консалт и не могут быть использованы  ни в каких целях без письменного разрешения ОРБИС-Консалт. Идея проекта принадлежит ОРБИС-Консалт.

За детальной информацией о книгах, посвящённых мотивации персонала и представленных в книжных магазинах Санкт-Петербургаа также консультациях по данной проблематике обращайтесь по тел. +7 921 9828713.

 



Наши предложения на близкие темы, могущие быть интересными и полезными:



>>>Услуги ОРБИС-Консалт по разработке комплексных систем материальной и нематериальной мотивации персонала

 >>>Предложение готовой системы материального стимулирования для менеджеров по продажам в организациях малого и среднего бизнеса

 

Книжные обзоры

>>>Дополнения от 05.05.10 к обзору "Мотивация персонала"

>>>Бизнес-литература (перечни, списки, комментарии) по мотивации персонала

 

Наши ВИРы (Впечатления, Информация, Размышления)


>>> Немного о мотивации и  материальном стимулировании персонала - за рамками стандартных парадигм  

>>> Модные экономические теории - причины и следствия

>>> МВА-программы в свете жизненного цикла модных явлений

>>> Модный МВА  как элемент личного и производственного потребления

>>> Бизнес мода: привычка смотреть через замочную скважину

  

Наши Бизнес-Молекулы

>>> Эффективность найма сотрудников с заработной платой ниже среднего рыночного уровня

>>> Материальное стимулирование менеджеров обеспечивающих процессов



Размышления ОРКОШИ о реформе науки

>>> ОРКОША о мотивации и материальном стимулировании научных работников








 

Реальная жизнь организаций состоит из конкретных эпизодов, ситуаций, моментов, которые во взаимодействии и создают саму организацию. Эти моменты интересны как всё живое. Мы назвали их бизнес - молекулы и с 1 сентября предлагаем вашему вниманию  новый проект ОРБИС-Консалт.


ORBIS консалтинг

ОРБИС-Консалт создан в Санкт-Петербурге специалистами, имеющими практический опыт работы руководителями функциональных и предметных направлений в организациях очень разного масштаба и направлений деятельности.

В работе с клиентами мы ориентируемся прежде всего на достижение общего с заказчиками понимания стоящих перед компанией задач и проблем, препятствующих их решению. Как показывает наш опыт, если консультанты и заказчик не могут совместить своё видение бизнес-ситуации, у работы практически нет шансов на успех. Исходя из этого принципа, мы всегда тщательно прорабатываем предпроектную стадию. Мы полагаем, что клиенты не испытывают потребности  в каких-либо теориях или методиках. Клиент заинтересован в решении стоящих перед ним практических задач. В этой ситуации мы всегда предлагаем участие во внедрении предложенных нами решений. После завершения работы мы с удовольствием поддерживаем партнёрские отношения с нашими клиентами.

Владельцам бизнеса

Никто не знает бизнес изнутри так, как его знают владельцы. 
И именно это знание  подчас не позволяет увидеть свой бизнес  со стороны

 

Топ-менеджерам

Сбор средств 2

Как поддерживать себя в постоянной готовности к ответу  на любые вызовы, приходящие извне и возникающие внутри организации? 

От ОРКОШИ

Оркоша 2

ОРКОША – мыслитель-индивидуалист в мире всеобщей глобализации и унификации. Никогда никому ничего не навязывает.  Не стесняется задавать вопросы и не опасается прослыть чудаком 

О бизнесе

Маски

Тем, кто не считает себя бизнесменом, но хочет составить собственное представление об экономической жизни общества, где он живёт 

 

image2

ОРБИС-Консалт
+7 (921) 982 8713
+7 (921) 312 0280
Санкт-Петербург
contact@or-con.ru

Мы живем не только на работе

Картинка анонс 4

И в это нерабочее время наши основные увлечения – собаки, путешествия, футбол и крокет. По профессиональной привычке мы периодически отражаем наши увлечения в формате ВИРов. Иногда, это сиюминутные впечатления от конкретного события. Иногда, результаты довольно основательных размышлений о явлениях, длительное время привлекающих наше внимание. Иногда, просто информация, над которой каждый может поразмышлять по-своему.   

И если у вас возникает желание передохнуть от проблем, приведших вас на сайт консалтинговой компании, в этом разделе вы можете отвлечься от них, не покидая нашего сайта.