Главная \ ВИР (Впечатления, Информация, Размышления) \ Немного о мотивации и материальном стимулировании персонала – за рамками стандартных парадигм

ВИР (Впечатления, Информация, Размышления)




« Назад

Немного о мотивации и материальном стимулировании персонала – за рамками стандартных парадигм  13.11.2011 10:36

Для кого и для чего предназначены большинство наиболее распространённых теорий и методов мотивации и стимулирования персонала? Связаны ли они с реальными ситуациями и могут ли помочь при решении конкретных проблем с обеспечением организации персоналом?

 

Знакомясь с самыми различными подходами и методиками из сферы мотивации и материального стимулирования персонала, через какое-то время начинаешь обращать внимание, что почти никакие из них не направлены на то, чтобы мотивируемый или стимулируемый субъект (то бишь наёмный работник) испытывал потребность в работе.

Строго говоря, наёмный работник  может испытывать потребность в работе, исходя из трёх основных предпосылок

  • потому что ему надо на что-то жить
  • потому что ему интересно то, чем он занимается на работе
  • потому что все в его окружении работают, и наличие работы воспринимается как нечто само собой разумеющееся и обязательное.

Сразу отметим, что в третьем варианте человек, ориентируясь на необходимость наличия работы,  фактически не хочет работать. Мотивы этого типа, условно говоря,  ближе к некой разновидности рефлекторной деятельности. И в этом случае мотивировать индивида на выбор той или иной конкретной работы и организации будет скорее его окружение, как в виде некоего общественного мнения, разделяемого социальной группой, к которой принадлежит индивид, так и в виде мнения отдельных авторитетных представителей такой группы.

В первом варианте конкретная отдельно взятая организация не может мотивировать  сотрудника испытывать потребность в работе. Необходимость наличия работы для обеспечения возможности жить диктуется институциональными факторами более высоких уровней. Соответственно, при таком варианте мотивации сотрудника организация в принципе не может мотивировать сотрудника испытывать потребность в работе.  На её долю остаётся только возможность мотивировать сотрудника к работе именно в данной организации. И поскольку основным и единственным стимулом при такой мотивации является величина оплаты труда, речь идёт скорее не о мотивации сотрудников, а о конкурентных взаимоотношениях нанимателей по поводу найма желательных сотрудников.

Эти конкурентные отношения с неизбежностью будут развиваться, прежде всего, вокруг предлагаемой величины оплаты труда наёмных работников, которая в глазах большинства этих   работников должна иметь тенденцию к бесконечному росту. В основном именно для этой группы сотрудников свойственны выражения типа: «денег много не бывает» и т.п.  Закономерно, что задача оплаты труда в такой концепции приобретает чисто финансовый характер. Работники выбирают организацию, исходя из величины оплаты труда и, как правило, с лёгкостью с ней расстаются, несмотря на все корпоративные программы мотивации, если в другой организации есть возможность получить более высокий уровень оплаты.

Таким образом, для второго варианта мотивов нет необходимости выстраивать какие-либо слишком сложные системы материального стимулирования и тем более заниматься вопросами мотивации персонала. Обеспечение укомплектованности организации персоналом и его стабильности связано в этой ситуации по большей мере с внешними обстоятельствами: конкурентной борьбой и общей ситуацией на рынке труда. Большинство наиболее распространённых теорий мотивации персонала никак не могут помочь в таких обстоятельствах, да, собственно, и не предназначены для этого.

Остаётся второй вариант мотивов, связанных с интересом индивида к своей работе.

 

Нина Мышинская

 

окончание следует >>> 

 




Наши предложения на близкие темы, могущие быть интересными и полезными:



>>> Разработка комплексных систем материальной и нематериальной мотивации сотрудников 

>>> Предложение готовой системы материального стимулирования для менеджеров по продажам в организациях малого и среднего бизнеса 




Книжные обзоры:

>>> Обзор бизнес-литературы на тему мотивации персонала 

>>> Перечень бизнес-литературы на тему мотивации персонала с комментариями 

 

Наши ВИРы (Впечатления, Информация, Размышления)

>>> Немного о мотивации и  материальном стимулировании персонала - за рамками стандартных парадигм  

>>> Бизнес мода: привычка смотреть через замочную скважину

 


Наши Бизнес-Молекулы

>>> Эффективность найма сотрудников с заработной платой ниже среднего рыночного уровня

>>> Материальное стимулирование менеджеров обеспечивающих процессов




ОРКОША о реформе науки

>>> ОРКОША о мотивации и материальном стимулировании научных работников 

 

 

 

 

 



ORBIS консалтинг

ОРБИС-Консалт создан в Санкт-Петербурге специалистами, имеющими практический опыт работы руководителями функциональных и предметных направлений в организациях очень разного масштаба и направлений деятельности.

В работе с клиентами мы ориентируемся прежде всего на достижение общего с заказчиками понимания стоящих перед компанией задач и проблем, препятствующих их решению. Как показывает наш опыт, если консультанты и заказчик не могут совместить своё видение бизнес-ситуации, у работы практически нет шансов на успех. Исходя из этого принципа, мы всегда тщательно прорабатываем предпроектную стадию. Мы полагаем, что клиенты не испытывают потребности  в каких-либо теориях или методиках. Клиент заинтересован в решении стоящих перед ним практических задач. В этой ситуации мы всегда предлагаем участие во внедрении предложенных нами решений. После завершения работы мы с удовольствием поддерживаем партнёрские отношения с нашими клиентами.

Владельцам бизнеса

Никто не знает бизнес изнутри так, как его знают владельцы. 
И именно это знание  подчас не позволяет увидеть свой бизнес  со стороны

 

Топ-менеджерам

Сбор средств 2

Как поддерживать себя в постоянной готовности к ответу  на любые вызовы, приходящие извне и возникающие внутри организации? 

От ОРКОШИ

Оркоша 2

ОРКОША – мыслитель-индивидуалист в мире всеобщей глобализации и унификации. Никогда никому ничего не навязывает.  Не стесняется задавать вопросы и не опасается прослыть чудаком 

О бизнесе

Маски

Тем, кто не считает себя бизнесменом, но хочет составить собственное представление об экономической жизни общества, где он живёт 

 

image2

ОРБИС-Консалт
+7 (921) 982 8713
+7 (921) 312 0280
Санкт-Петербург
contact@or-con.ru

Мы живем не только на работе

Картинка анонс 4

И в это нерабочее время наши основные увлечения – собаки, путешествия, футбол и крокет. По профессиональной привычке мы периодически отражаем наши увлечения в формате ВИРов. Иногда, это сиюминутные впечатления от конкретного события. Иногда, результаты довольно основательных размышлений о явлениях, длительное время привлекающих наше внимание. Иногда, просто информация, над которой каждый может поразмышлять по-своему.   

И если у вас возникает желание передохнуть от проблем, приведших вас на сайт консалтинговой компании, в этом разделе вы можете отвлечься от них, не покидая нашего сайта.