Главная \ Light Reading \ Как мы лишились телефона и аэропорта

Как мы лишились телефона и аэропорта

« Назад

 19.08.2019 13:54

Скажем сразу: лишились мы и телефона, и аэропорта очень быстро. И как это обычно и бывает незаметно. Задним числом можно, конечно, вспомнить о тревожных сигналах. Но тогда эти сигналы не показались предвестниками опасности. Наоборот, создавалось ощущение, что ситуация движется в правильном направлении, и всё становится лучше и лучше.

Так как же всё началось?

Естественно, прежде чем лишиться, надо приобрести. Обычно к приобретению чего-либо ведут два пути. 

Один путь короче, когда точно знаешь, чего хочешь, как оно выглядит и где его можно взять. Проблемы с приобретением, если и возникают, то связаны обычно либо с тем, что объект желания очень дефицитен, и надо постараться, чтобы добыть его быстро, без очереди, либо  с тем, что стоит объект дороговато и надо думать, где взять недостающие деньги.

Второй путь, куда длиннее.  Это когда в принципе, примерно понятно, чего хотелось бы.   В таких случаях ещё часто  говорят: у меня есть идея! То есть идея желаемого объекта существует и формулируется вполне определённо.  Но вот как это желаемое  оно конкретно выглядит,  и вообще существует ли оно в природе? На этот вопрос автор идеи ответить зачастую не может. Что-то вроде смутного объекта желания. С телефоном и аэропортом  как раз так и произошло.

 

Идея телефона и аэропорта

Идеи просто так не возникают. Для их появления должны создаться подходящие условия, что-то должно натолкнуть на мысль.  И такая вот обстановка, подходящая для появления идеи телефона и аэропорта  и  сформировалась в Древней Греции. Не случайно ведь Древняя Греция известна своими учёными и философами.

Источник фото: https://pixabay.comУчёные и философы имеют обыкновение появляться  плеядами в те эпохи, когда общество открыто миру, уверено в том, что жизнь не ограничивается тем, что доступно взору и наполнено здоровым любопытством к тому, что же там за горизонтом. Именно таким и был общественный климат Древней Греции.

А когда обществу интересно, что же находится за горизонтом, возникает задача коммуникаций на большие или даже огромные расстояния. Это в той части, которая касается материального мира.

Но древним грекам был свойственен ещё и интерес к тому, что находится за пределами их представлений о материальной жизни, что этой реально наблюдаемой жизнью, как им казалось, управляет. Небожители, боги и герои мирно вплетались в повседневную реальную жизнь древних греков. И снова проблема коммуникаций.  Только на этот раз расстояние уже не измерялось в стадиях или днях пути. Однако  предполагалось, что все небожители находятся довольно далеко, и, соответственно, снова возникает задача коммуникаций на  огромных расстояниях.

А когда дело касается коммуникаций на бескрайних пространствах, проблема всегда заключается в скорости перемещения, независимо от того, идёт ли речь о перемещениях человека или сообщения.

В географических путешествиях, связанных с открытием новых неизведанных земель, путешествие должно уложиться как максимум в продолжительность человеческой жизни, на протяжении которой путешественник должен достигнуть новых земель и успеть вернуться, чтобы рассказать соотечественникам о своих открытиях.

Источник фото: https://www.pexels.com/Будучи в большинстве своём прагматиками и реалистами, древние греки путём наблюдений за окружающим реальным миром пришли к выводу, что быстрее всего перемещаются птицы по воздуху. Отсюда и решение задачи высокоскоростных коммуникаций на  большие расстояния – люди должны полететь по образу и подобию птиц, обретя крылья.

Собственно, с этого момента и появляется идея полётов, как способа перемещения на далёкие расстояния. И крылья до сего времени остаются необходимым атрибутом большинства летательных аппаратов, вошедших в повседневную жизнь в виде самолётов самых разных модификаций.

Но это ещё не идея аэропортов, скажете Вы. Строго говоря, да. Это ещё не аэропорт.

Источник фото: https://pixabay.comОднако ещё до полётов первых людей полетели небожители, плотно населяющие Олимп и прилегающие территории. Почему именно они? Трудно сказать.

С одной стороны, вроде бы всё выглядит вполне логично. Во-первых, боги они и так небожители  (как и   птицы), то есть крылья у них там, на небе - вещь привычная. Во вторых, полёты дают тем, кто умеет это делать, явные преимущества,  а значит воспользоваться возможностью полётов в первую очередь должны именно привилегированные слои. То есть кто, как не боги?

Но есть в этой логичности первых полётов небожителей, рассматриваемой спустя тысячелетия через призму развития реальной авиации, и некоторая парадоксальность. Сейчас все знают об опасности и рисках, связанных с испытаниями летательных аппаратов. А ведь обитатели Олимпа в этом контексте выступают в роли лётчиков-испытателей, вселяя в обычных жителей уверенность в том, что перемещаться по небу с помощью крыльев вполне возможно.

Тем более что кто только в Древней Греции этими крыльями не обзавёлся. По воздуху рассекали небесные колесницы, летал туда-сюда Пегас, носился проказливый непоседа Амур.

Источник изображения: https://pixabay.com                        Источник изображения: https://pixabay.com

 

В итоге полетел, наконец, и Дедал, известный как мастер на все руки. Хотя в истории первых полётов больше известен не он, а его сын Икар, отметившийся исключительно несоблюдением правил совершения полётов.

1947 Анри Матисс "Икар". Источник http://www.anrimatiss.ru Отклонившись в сторону, отметим, что случай с полётом Дедала и Икара отразился в памяти народной полностью в русле политики современных СМИ.  Информационным поводом (причём не на две недели, а на тысячелетия) становится не успех инноватора (Дедал благополучно приземлился в месте назначения), а нарушения его сыном правил, повлёкшие за собой трагедию.

Но вернёмся к нашим аэропортам. На Олимпе привыкли жить с комфортом. И в качестве  места взлёта-приземления небожители использовали собственные дворцы, то бишь, резиденции с площадкой для взлёта-посадки и местом пребывания крылатых колесниц. И Дедал в своём знаменитом полёте также не безразличен к выбору места взлёта (с высокой скалы) и приземления (ровная низина).

Вот он – аэропорт, или, конечно, его идея. Отметим для себя, что на первых этапах появления идеи полётов и сопутствующих им аэропортов на первом месте, безусловно, находится полёт, а вопросы взлёта-посадки скромно существуют в тени крыльев.

Но мы увлеклись вопросами материального перемещения на большие расстояния. А ведь остаётся ещё и задача обращения к богам, с которыми древние греки ведут, если не постоянное, то очень интенсивное общение.

© AE Обращаться в верховные инстанции приходится по самым разным поводам: и проблемы бизнеса, и личные дела, и интриги недругов,  и вопросы по общей обстановке в стране, запросы о судьбах пропавших граждан и много всего другого разного. И все эти дела важнейшего и сугубо безотлагательного свойства, те, что не удалось решить с помощью земных ресурсов.

Надо сказать, что в деле общения с небожителями  посредством беспроводной связи древние греки обогнали даже современный уровень. То есть обращались не только без посредства проводов, но и без наличия какого-либо аппарата вообще, наверное, это был стандарт 9G, а может быть, и выше.  И, судя по дошедшим до нас сочинениям древнегреческих авторов, сообщения доходили и даже довольно успешно.

Источник фото: https://pixabay.comТак или иначе, в Древней Греции явно существовала идея мгновенного общения с собеседником посредством беспроводной связи, хотя она и не обрела в отличие от идеи воздушного сообщения, каких-либо материальных очертаний.

Но золотое время античности закончилось.

 

 

 

Безвременье или всему своё время

 

Источник изображения: https://pixabay.com Долгий период распада, последовавший за античностью,   хаос и раскол целого на мелкие части – всё это не те обстоятельства, которые способствуют развитию идей коммуникаций на больших расстояниях.

Наступившая стабилизация феодальной эпохи тоже не особо способствовала расцвету коммуникаций. Феодалы много воевали,  в основном с ближайшими соседями, заключали союзы, тоже с соседями. Расстояния для  поездок были  невелики, кони вполне удовлетворяли все потребности в перемещениях.

Эпоха прагматизма не видела практической пользы в идее перемещений по воздуху, которую нельзя было осуществить фактически, запугав феодала-соседа. В почёте были идеи, приносящие сиюминутный эффект, а не идеи мгновенных перемещений по воздуху без возможности воплощения.

Идее телефона повезло не больше. Свойственная античности непосредственность общения с жителями Олимпа, вовлекаемыми практически в повседневную жизнь, сменилась  формализованными, строго регламентированными религиозными обрядами, не предназначенными для пробуждения изобретательских инициатив прихожан в деле общения с богом.

Однако видимое отсутствие какого-либо развития идей аэропорта и телефона не означает, что ничего не происходило на самом деле. Однажды возникшие идеи редко уходят в полное забвенье. Просто в исторической памяти остаются те периоды, когда идея соответствовала своей эпохе. Но люди, увлечённые несвоевременными идеями, тем не менее, не перестают существовать во все времена.

Так, в 9 веке в испанской Кордове Аббас ибн Фирнас совершал  реальные полёты с крыльями из шёлка, натянутого на каркас, но испытывал проблемы с приземлением, что приводило к получению серьёзных травм. То есть, именно отсутствие приспособленной площадки для посадки становилось камнем преткновения для людей, пытавшихся совершить полёты на крыльях, изготовленных по образцу модели Дедала.

Получившее в этот период развитие ремёсел, достигавших стадий искусства, с одной стороны,  и научных достижений, с другой, постепенно подготавливало почву для ренессанса во всех областях жизни общества. А, значит, близилось время возрождения  и для  идей телефона и аэропорта.

Как только звучит слово возрождение, едва ли не большинство людей вспоминает Леонардо да Винчи.Источник изображения: https://pixabay.com Действительно великий флорентинец не оставил без внимания и идею полётов, оставив в качестве подтверждения своего интереса чертежи летательного аппарата, над которым он работал в конце 15 века.

Поскольку нас в первую очередь интересует аэропорт, наиболее примечательным  в записях великого Леонардо является то, что сохранились его размышления именно о моментах взлёта и посадки, необходимых для этого приспособлениях и площадках. Конечно, это совсем не аэропорт, но всё же некий намёк на необходимость специальных условий для взлёта и посадки.

Но даже гений Леонардо да Винчи не смог преодолеть преграды  перемещениям по воздуху, определяемой отсутствием в обществе того периода условий и потребностей для реализации идеи полётов.

 

 

Начало нового времени для древних  идей

Источник изображения: https://pixabay.com Новое время  на первых порах оказалось более благосклонно к идее телефона или межличностных коммуникаций на больших расстояниях. И этому, наверное, тоже есть своё объяснение.

Период раздробленности сменило  время централизации и усиления взаимосвязей между отдельными территориями. И  этим развивающимся тенденциям  уже не соответствовали кони как основное средство перемещения на большие расстояния. Идея перемещений по воздуху по-прежнему не рассматривалась как реальный проект.

На первый план в глобальном смысле вышли морские сообщения и совершенствующееся судоходство, уровня развития которых оказалось достаточно для открытия неизвестных прежде земель, Нового Света, прежде всего, и подтверждения того, что земля – круглая. Суда совершенствовались,  скорости их движения возрастали, была вера в то, что реально возможно дальнейшее увеличение скоростей. А перемещения по воздуху оставались в сфере античных мифов.

В чём же конкретно повезло идее телефона в новое время? Ответ очень прост – она соответствовала духу времени.

Соседствующие владения озаботились проблемами взаимодействия больше чем проблемами вражды, и появились реальные потребности более быстрой  передачи звуковых сообщений на большие расстояния.

Стоит отметить, что потребности эти носили весьма приземлённый и конкретный характер. В этом русле вопросы обмена сообщениями с Новым Светом увязывались в основном с увеличением скорости движения судов, чем с задачей изобретения нового практически пригодного способа передачи сообщений на столь огромные расстояния. А, в принципе, практически важной и значимой для жителей разных сословий задачей была передача звуковых сообщений на километры и мили.

Источник изображения: https://pixabay.com Решалась задача передачи сообщений на километры и мили с использованием вполне приземлённых приспособлений, среди которых безоговорочным лидером были трубы различных размеров и конфигураций. Эти трубы порой достигали 5-7 метров в длину и позволяли передавать звуковые сообщения на расстояние до 3 километров.

Кстати, эти трубы не были ноу-хау нового времени и использовались на протяжении почти всей предшествующей истории. Но именно в конце 16 – начале 17 веков работа над совершенствованием таких труб приобретает характер специальной насущной задачи для удовлетворения важных практических проблем общества.

Таким образом, труба, как передающее устройство, усиливающее звуковой сигнал, уже не только существует, но и целенаправленно совершенствуется именно в таком качестве. Вот Вам и телефонная трубка 17 века. Но пока она ещё ни с чем не соединена и довольно прямолинейно передаёт сообщения по воздуху, не прибегая ни к каким «транспортным» средствам.

В чём-то это похоже на прямое общение древних греков с небожителями, но появляется телефонная трубка. Забавно то, что именно этот архаический прототип телефонной связи больше всего по внешним признакам напоминает беспроводную мобильную телефонную связь периода её расцвета в ХХI веке – трубка и пространство.

Но для того, чтобы появилась беспроводная связь,  должны были появиться провода, явившиеся неотъемлемым элементом телефонной связи в том виде, как она выглядела в период, считающийся рождением телефона в строгом смысле, и все последующее столетие её развития.

И здесь в нашем повествовании появляется Роберт Гук (Robert Hooke), которого  называли  Леонардо да Винчи 17 века. Что же он сделал для появления телефона?

Портрет Роберта Гука, современная реконструкция по описаниям его коллег, 2006 год. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org Именно Роберт Гук  не только предположил, но и экспериментально  продемонстрировал, что высота звука определяется частотой колебаний, а также справедливо утверждал, что звук может передаваться через натянутые провода на огромные расстояния практически мгновенно, столь же быстро, как проходит свет или ещё быстрее. Кроме того в одном из своих опытов Гук установил, что звук, проходящий по струне, может заходить за угол, чего до этого никто даже не предполагал.

Примечательно то, что все эти открытия Роберт Гук совершил движимый гуманистической идеей расширения возможностей человеческих органов чувств. В предисловии к своей знаменитой работе «Микрография», появившейся на свет в 1665 году, Гук, рассуждая о расширении человеческих возможностей, порождаемых научными открытиями,  говорит  о том, что может радикально трансформировать речевые коммуникации.

Проводя параллель с линзами, с которыми он много работал, Роберт Гук пишет, что также как линзы повышают способности человеческого зрения, можно повысить и возможности  слуха. В частности, он пишет, что слышать тишайший шёпот на расстоянии фурлонга (примерно 200 метров) не невозможно, и он уже сейчас знает, как это сделать, даже если расстояние увеличится в десятки раз.

Полемизируя со своими именитыми современниками, Гук также пишет, что, несмотря на скепсис многих известных учёных, утверждающих, что звук не может пройти даже через тончайшую пластину из слюды, возможно прохождение звука даже через стены метровой толщины.

И,  отклоняясь в сторону от  истории телефона и аэропорта,  в связи с фигурой Роберта Гука, нельзя ещё раз не отметить причудливость отражения истории в народной памяти. Все со школьных времён знают, что закон всемирного тяготения открыл Исаак Ньютон, когда ему на голову упало яблоко.  На самом деле авторство правильной формулировки закона всемирного тяготения принадлежит Гуку. 

Дело было так.  Гук попросил Ньютона произвести для него кое-какие математические расчёты, связанные с открытием этого закона. Переписку они вели через секретаря Королевского общества, имевшего склонность к интригам. В итоге приключился конфликт, в котором Гук, не обладавший способностями к околонаучной деятельности, оказался отодвинутым Ньютоном от закона.  В итоге авторство было признано за Гуком, хотя  и уже после его смерти,  но в школьном курсе это никак не отразилось.

Неспособность Гука к самопиару проявилась и в том, что не сохранилось его прижизненных портретов. Приводимый в различных источниках, включая википедию, портрет Роберта Гука является современной реконструкцией, созданной на основе описаний внешности Гука его современниками.

Источник фото: https://pixabay.com Последующие двести лет в строгом смысле не были временами прорыва в идее телефонии. Задачи распространения звука до каждого прихожанина в религиозных сооружениях, а затем до зрителей в театрах и концертных залах стимулировали исследования в сфере акустики.

Развитие физиологии,  исследования  внутреннего  строения человеческого уха и усиление заботы о слабослышащих людях привели к возможности создания аппаратов, которые повышали возможности слышать для слабослышащих.

Все эти достижения нового времени, являющиеся предысторией телефонии,  послужили кирпичиками в деле появления телефона в том виде, в котором он вошёл в повседневную жизнь ХХ века.

А что же аэропорт? Как мы уже и говорили, в начале нового времени полёты и аэропорты оказались прочно отодвинуты на задний план успехами мореплавателей. Всё, что послужило в дальнейшем основой для создания первых самолётов и появления первых аэропортов в новое время появлялось исключительно как достижения физики, математики, механики и прочих отраслей фундаментальных наук, не всегда находящих мгновенное практическое применение.

 

А в это время в мире

Нет, нет! Конечно, не будет никакого глобального экскурса в историю нового времени. Только один момент некоторым образом связанный с нашей темой.

Говард Чендлер Кристи. Сцена подписания Конституции Соединенных Штатов. Источник: https://pixabay.com Появились Соединённые Штаты Америки. Новое государство изначально было ориентировано на включение в международное разделение труда и существенно зависело от перемещения на огромные по тем временам расстояния и людей, и товаров и сообщений. Сообщения по тем временам, конечно, имелись  в виду письменные. И с запаздыванием их  происходили весьма значимые казусы.

Наиболее известный случай, связанный с опозданием межконтинентальных сообщений, произошёл во время Англо-Американской войны 1812-1815 годов. Фактической причиной этой войны было ущемление Англией прав и интересов американского судоходства, в ответ на которое правительство США наложило запрет на торговлю с Англией. Решения о встречных мерах неоднократно принимались и отменялись под влиянием противоборствующих кругов в каждой из стран. В решающий момент 18 июня 1812 года, когда США объявили войну, за пять дней до этой даты Англия отменила королевские приказы, но в отсутствии мгновенных коммуникаций известие об этом решении не успело дойти до США, и война началась.

Нью-Йорк 1890г. Источник фото: https://pixabay.com По мере своего развития   США всё больше и больше зависели от скорости перемещений на большие расстояния, как людей, так и сообщений, как внутри страны, так и в международных коммуникациях.

Потребность в принципиально новых способах перемещений на большие расстояния приобрела практический насущный характер. И двигали этой потребностью уже не интерес к неизведанному, как у древних греков, а очень конкретные интересы большого бизнеса и глобальной политики.

 

 

Вот и он, вот и он или на сцену приглашаются – телефон и аэропорт, а с ними и новейшее время

Телефон и аэропорт такие, какими они вошли в историю, появляются практически одновременно. Формально телефон появляется чуть раньше. С него и начнём.

Во второй половине 19 века всё сложилось для того, чтобы телефон, наконец, появился. Отметим один важный момент.

Пневматическая почта сделала перемещение письменных сообщений очень быстрым.  Фактически на расстояниях, где использование этого способа отправки почтовых сообщений было возможно, скорость достигла уровня, удовлетворяющего пользователей. Но оставалась проблема передачи сообщений на сверхдальние расстояния, для которых технические принципы действия пневматической почты не подходили. Идея телеграфа и её развитие продолжили традиционную классическую линию ускорения перемещения письменных сообщений.

Источник изображения: https://pixabay.com Но научные принципы действия телеграфа, соединённые с  тысячелетней идеей мгновенной передачи звуковых сообщений на большие расстояния, достижениями акустики и изготовления слуховых аппаратов для слабослышащих людей, произвели синергетический эффект – создание телефонии.

На самом деле идея телефонии во второй половине 19 века почти буквально  витала в воздухе. Косвенным образом это подтверждает и баталия, развернувшаяся за право считаться «настоящим» изобретателем телефона. Среди участников этих дискуссий:  Иоганн Филипп Рейс, Александр Белл, Антонио Меуччи, Элиша Грей, Павел Михайлович Голубицкий, Томас Эдисон, Григорий Григорьевич Игнатьев, Тивадар Пушкаш, каждый из которых внёс свой вклад и остался в мировой истории создания телефона. И этот список далеко не полон, включая только наиболее известных учёных.

Столь значительное количество людей, занятых в 19 веке разработкой телефона, говорит о том, что этот проект был фактически частью повседневной работы, конкретной задачей, которую нужно и можно было решить имеющимися средствами. Время пришло, и телефон появился.

Не заставил себя долго ждать и аэропорт.

Первыми аэропортами или точнее аэродромами во многих случаях становились ипподромы. Помните, небесные колесницы и крылатого Пегаса богов Олимпа? Что-то есть в этом совпадении.  Правда к началу ХХ века Пегас прочно занял место в высоких сферах и на землю  спускался редко,  но на ипподромах появились настоящие летательные аппараты. На первых порах это были аэропланы.

Aircraft - Самолёт братьев Райт. Источник фото: https://pixabay.com И снова, как и в случае с телефонами, была борьба за право носить звание человека, совершившего первый полёт на аэроплане вообще, на определённых его модификациях, в частности. В историю первых полётов вошли Отто Лилиенталь, Перси Пильчер,  Октав Шанют, Томас Мой, Клеман Адер, Густав Уайтхед, Ричард Пирс, братья Райт, Луи Блерио, Гленн Кёртис, Михаил Ефимов, Сергей Уточкин.

Помимо родства с Пегасом ипподромы выполняли функцию аэродромов по сугубо практической причине. На ипподромах помимо  большого поля, откуда аэропланы могли взлетать и куда приземлялись по окончании полёта, были трибуны для публики, приобретавшей билеты для просмотра воздушного представления.  А кто-то смотрел полёт бесплатно, расположившись вокруг ипподрома.

Кстати, шоу-составляющая также роднит появление телефона и аэропорта. Первые полёты и первые демонстрации телефонной связи  имели ярчайший оттенок шоу и организовывались в формате специальных показов для публики.

Впоследствии в процессе вхождения телефонов в повседневную жизнь функция шоу исчезла, возродившись в изрядно трансформированном виде в эпоху первых мобильных телефонов, выставляемых напоказ в качестве атрибута демонстративного потребления.  

А в архитектуре аэропортов долго сохранялись открытые террасы, выходящие на лётное поле, или кафе рядом со зданием, откуда посетители могли любоваться взлётами и посадками самолётов. Позднее этот элемент исчез из архитектуры аэропортов, но в ХХI веке  стал иногда появляться вновь в некоторых новых аэропортах, отдавая дань  экономике впечатлений.

Фактически впервые в мире здание, спроектированное и построенное специально как пассажирский терминал аэропорта, появляется в 1926 году. Произошло это в процессе реконструкции лондонского аэропорта Кройдон в Великобритании.  В отличие от телефона и первых полётов разногласий по этому вопросу не существует.

Обязательными элементами аэропортов становятся пассажирские терминалы, командно-диспетчерские пункты в виде башни и  контрольно-пропускные пункты.

Источник изображения: https://pixabay.com

И если аэропорт Кройдон на долгие десятилетия определил структурирование пространства аэропортов, то построенный в 1936 году там же в Лондоне аэропорт Шорхэм стал на десятилетия иконой стиля для аэропортов многих стран, создаваемых в стиле ар-деко.

Аэропорт Шорхэм.  Источник фото: pinterest.com

Практически до конца ХХ века с перерывом на Вторую мировую войну количество аэропортов множилось с огромной скоростью, сменив в шестидесятые годы ар-деко на  минималистичные конструкции из стекла и бетона, но оставаясь аэропортом.

Мейнстримом аэропортостроения на протяжении десятилетий оставалось тиражирование более-менее стандартных образцов с варьированием размеров и стоимости материалов отделки. Естественно, за эти годы существеннейшим образом менялись типы самолётов, наземное оборудование для управления полётами. Но глазами авиапассажиров аэропорт оставался по большому счёту таким же, как и в конце двадцатых – начале тридцатых годов, местом, откуда улетают и куда прилетают самолёты, то есть в первую очередь скорее аэродромом с залом ожидания той или иной степени комфортности.

История с формообразованием телефонов выглядит во многом схожим образом. Будучи изобретен и приняв вид, пригодный для практического использования, телефон,  раз приняв определённую форму, менял внешний вид весьма незначительно, хотя в течение ХХ века в технической базе телефонии происходили огромные изменения. Для пользователей на протяжении всех этих десятилетий телефон оставался аппаратом для мгновенного общения на расстоянии.

Источник фото: https://pixabay.com Источник фото: https://pixabay.com   Источник фото: https://pixabay.com
Источник фото: https://pixabay.com   Источник фото: https://pixabay.com  Источник фото: https://pixabay.com

В целом, к концу ХХ века полёты по воздуху, о которых  люди мечтали тысячелетиями и которые ещё за сто лет до этого были почти волшебным явлением, становятся рутинными, а аэропорты, позволяющие эти полёты осуществлять – скучноватыми и прозаическими строениями. Власти городов ещё могли посоревноваться характеристиками «своих» аэропортов, но жителям было важно только удобство расположения аэропорта и доступные  маршруты авиалиний.

Но аэропорты пытаются повысить свою привлекательность для пассажиров. Прежде всего, это касалось аэропортов, выполняющих роль взаимозаменяемых пересадочных узлов, конкурирующих между собой за пассажиропоток, а постепенно распространялось и на  другие аэропорты.

Аэропорты с начала своего существования оказывали авиапассажирам не только услуги, связанные непосредственно с перелётом. Был и дополнительный сервис.

В самых первых аэропортах 20-30 годов прошлого века практически в обязательном порядке были кафе. Постепенно в аэропортах появлялись киоски, где можно было купить какие-то мелочи и прессу. Потом появились небольшие магазины с довольно ограниченным ассортиментом товаров, дополненные позднее в международных аэропортах форматом Duty Free, сделавшим торговлю в аэропортах  весьма привлекательной в глазах пассажиров, рассматривавших её как дополнительный бонус. Все эти услуги не изменяли формата  аэропорта как такового, то есть оказывающего авиапассажирам профильные услуги, связанные с полётом, но делали пребывание в аэропорту более приятным для пассажиров и более прибыльным для владельцев аэропортов. Раз появившись, дополнительный сервис развивался.

Помните, мы говорили в самом начале нашей истории о неких тревожных сигналах, которым никто не придал значения? Так вот, это именно они. Хотя, ну кто же всерьёз будет воспринимать дополнительный сервис для пассажиров как угрозу существованию аэропорта? Правильно, никто и не воспринял.

Источник фото: https://pixabay.com А что же телефон? Телефон тоже старался стать более комфортным. Появилась возможность звонков сначала внутригородских, а потом и междугородних без участия оператора телефонной станции. Появился радиотелефон, оснащённый переносными трубками, не привязывающими говорящего к аппарату. Телефонная трубка оторвалась от своей базы и зажила собственной жизнью, хотя пока  эта жизнь была больше похожа на беготню по огороженной площадке, но уже без поводка. И все эти улучшения  радовали потребителей услуг телефонной связи. Неужели и эти приятные инновации были тревожными сигналами для судьбы телефона? Увы, так оно и было.

Так что же всё-таки произошло с аэропортом и телефоном?

 

Аэропорт и телефон ХХI века – встречи и расставания

Итак, в конце ХХ века и телефон, и аэропорт со всей очевидностью находятся на подъёме.

Здания аэропортов становятся объектами, проектирование которых  в случае удачи приносит  архитекторам мировую известность, а с ней и новые заказы. В конкурсах на строительство  зданий в крупных аэропортах принимают участие не по одному знаменитому архитектору. Проектировать аэропорты престижно.

Телефон тоже не отстаёт в развитии. Появляются первые мобильные телефоны, бренды производителей мобильных телефонов приобретают широкую известность среди рядовых покупателей, чего практически не было  в эпоху стационарных телефонов.

Что же предлагают в ХХI веке аэропорты пассажирам?

В  некоторых аэропортах в ожидании рейса пассажир может сыграть в гольф на прекрасных полях аэропорта. Практически все крупные аэропорты предлагают услуги салонов красоты, спа-центры, тренажёрные залы,  прекрасные бассейны. И эти услуги доступны не только людям. Во многих аэропортах среди перечня услуг можно встретить уже  салоны красоты и тренажёрные залы для четвероногих питомцев, путешествующих с хозяевами.

В аэропортах есть библиотеки с бумажными книгами и доступ к электронным библиотекам. Детям предлагаются игровые комплексы самых различных тематик, начиная от связанных с авиацией и заканчивая этнографическими, историческими и любыми другими.

Аэропорт Чанги. Источник фото: https://www.pexels.com/ В аэропорту Чанги пассажир может посмотреть мультимедийную презентацию истории Сингапура и пройтись по улочкам старого города, воссозданным в здании аэровокзала практически в натуральную величину. Ещё там можно прогуляться по оранжереям и заоблачным садам, полюбоваться необычными фонтанами.

Заведения общепита на любой кошелёк, выполненные в различных стилях и предлагающие самые разнообразные меню, исчисляются в каждом аэропорту десятками.

Конечно, масштабы современных аэропортов были бы невозможны без телефонной связи, особенно в её мобильном варианте, позволяющем быстро координировать деятельность.

В аэропортах можно провести конференцию, как с небольшим количеством участников, так и весьма многолюдную в конференц-залах аэропорта. Всё для бизнеса, где время деньги, и его (время) не надо тратить на поездку от аэропорта до города с его конференц-залами. Естественно, каждый аэропорт предлагает места в своих отелях.

Аэропорт Суварнабхуми. Бангкок, ТаиландЛюбители искусства могут насладиться либо временными экспозициями, представленными авторитетными галереями и музеями, либо посетить постоянные экспозиции аэропорта, посвящённые искусству и историческим событиям.

И, конечно, в магазинах, исчисляемых во многих аэропортах сотнями, авиапассажиры могут купить всё, что угодно. А в  аэропорту Тулузы пассажиры могут купить баночку мёда с пасеки, расположенной в аэропорту и соответствующей всем экологическим требованиям Евросоюза.

Попав в аэропорт ХХI века пассажир ни на секунду не усомнится в том, где он.

Аэропорт Малага. Источник фото: https://www.pexels.com/   

Конечно, в торгово-развлекательном центре.

Торговый центр. Источник фото: https://www.pexels.com/

Раньше этот торгово-развлекательный центр был аэропортом. Но затем, погребённый под грудой  разнообразных услуг и торговых точек, не имеющих ничего общего с воздушными перевозками, он смирился со своей участью отжившего  артефакта, скромно выполняющего свои производственные функции на задах ТРК, являющего пассажирам всю роскошь общества потребления и экономики впечатлений.

Изменяется и внешний вид аэропортов, одним из символов которых была контрольно-диспетчерская башня, заменяемая ныне цифровыми технологиями.

Современные телетрапы, по которым пассажиры переправляются из здания ТРК (бывший аэропорт) в салон самолёта, где пассажиру снова предложат массу торгово-развлекательных услуг, окончательно устраняют атмосферу полёта, как воздушного путешествия.

А что же наш второй герой – телефон, что произошло с ним в начале ХХI века?

Можно сказать, что ему не повезло ещё больше, чем аэропорту, который, по крайней мере, формально сохранил своё название. Телефон утратил даже своё имя, превратившись в смартфон.

Конечно, слово смарт оно вроде как об интеллекте, а не развлечениях. Но фактически поумнел как бы телефон, перестав, правда, при этом  быть самим собой, а работает его новый ум во славу всё тех же покупок и развлечений.

С помощью смартфона сегодня можно купить всё, продажи чего не запрещены действующим законодательством. Сначала узнать, что оно существует, потом выбрать из нескольких предложений одно. Потом оплатить покупку  с помощью всё того же смартфона. Иногда, если дело касается просмотра кинофильмов, телепередач, прослушивания музыки или чтения электронных книг, и потребить покупку с помощью всё того же смартфона. Ещё с помощью смартфона можно поиграть в игры. Кроме того, смартфон умеет фотографировать, писать видео и обмениваться созданными шедеврами с другими смартфонами.

Узнаёте, кто он, этот смартфон?

Торговый центр. Источник фото: https://pixabay.com   Источник фото: https://pixabay.com

Конечно, это  торгово-развлекательный центр с сильнейшей составляющей интерактива, замаскировавшийся под наследника телефона.

А ещё смартфон, который теперь вместо телефона (типа того кассира из знаменитой интермедии досмартфоновских времён, который на самом деле не кассир, а тот, кто  кассира убил, а сам на его место сел) совершенно трансформировал все коммуникации, те самые о которых мечтали ещё в Древней Греции, чтобы можно было мгновенно пообщаться на расстоянии и не только с богами.

С одной стороны, конечно, древние мечты буквально воплотились в жизнь. Идёт себе человек по улице и разговаривает со своим собеседником, которого не только поблизости не видно, но и вдалеке не просматривается. Древние греки, несмотря на всю прозорливость их мысленного взора, гарнитуру могли бы и не разглядеть. Вот оно мгновенное общение на расстоянии, которое в Афинах было доступно только для обращения к небожителям. А тут обычные люди.

Правда, прислушавшись, древние греки могли бы удивиться, не поняв предмета разговора, который постепенно исчезает из многих коммуникаций  параллельно расширению возможности коммуникаций в любой момент с кем угодно.

Вот так, не только телефон превратился в смартфон, но и коммуникации превратились из информационных в сигнальные. То есть фактически помимо аэропорта всего за полтора первых десятилетия ХХI века мы потеряли ещё и телефон.

Две идеи, которые занимали умы простых и великих людей на протяжении тысячелетий и были в итоге успешно воплощены в жизнь, просуществовали всего одно столетие, исчезнув за какой-то десяток лет.

Причиной утраты аэропорта и телефона послужили разные факторы. Телефон в известном смысле сгубил сам себя, развиваясь слишком успешно и став очень-очень маленьким и очень независимым, а потом, соединившись с компьютерными технологиями,  утратил самоидентичность и своё имя. Аэропорт пал в большей степени под грузом внешних факторов, вызванных тенденциями развития общества.

Торгово-развлекательный центр, в котором мы оказались, утратив  аэропорт и телефон,  трудно назвать новым жанром, трансформирующим и объединяющим на новом уровне идеи дистанционных коммуникаций на большом расстоянии. Но если дело касается развлечений,

SHOW MUST GO ON

В марте 2019 года ACI EUROPE (Airport Council International)  в рамках ежегодных выставочно-конгрессных мероприятий   провёл  очередную 28 конференцию, темой которой стало «Адаптироваться или погибнуть» («Adapt or die»). И речь на этой конференции шла уже не о том аэропорте ХХ века, который оказался погребён на задах торгово-развлекательных комплексов.

Речь на мартовской конференции шла уже об угрозе существованию самих торгово-развлекательных комплексов, в которые превратились аэропорты ХХI века.

Что же угрожает существованию и дальнейшему развитию потребительского великолепия, символом которого стали аэропорты – торгово-развлекательные комплексы?

Вы не поверите или, наоборот, наверное, уже догадались. Угрозой дальнейшему процветанию в аэропортах  неавиационных (non-aeronautical) услуг стал…    Да, конечно, он самый - смартфон.

Естественно, один маленький аппарат не смог бы победить громады современных аэропортов – торгово-развлекательных комплексов. За спиной смартфона стоят новейшие научные  разработки, сложнейшее современное оборудование, миллионы специалистов, приводящих в действие всю эту сложную систему.  Но воплощением победителей стал именно  смартфон.

Источник изображения: https://pixabay.com Именно доступность смартфонов каждому человеку, лёгкость обращения с этим гаджетом, не требующая никаких специальных знаний, сделала e-коммерцию столь всеобъемлющей и всепроникающей.

На практике сражение потомков аэропорта и телефона, которое никто никогда не планировал специально, выражается в замедлении темпов роста, а иногда и снижении многомиллиардных доходов,  получаемых  известными брендами и сетями Duty Free от ретейла и оказания неавиационных услуг в аэропортах.

Фактически речь идёт, конечно, о соперничестве между традиционными видами розничной торговли и  on-line торговлей. На первый взгляд, всё здесь вроде бы однозначно. Электронная торговля наступает по всем фронтам.

Но Amazon, разрушительная (с точки зрения ретейла  аэропортов) деятельность которого удостоилась даже специального термина  Amazon effect, открывает традиционный гипермаркет, где посетитель может потрогать всё руками. Aliexpress открывает в России в салонах связи свои точки продаж, где товары также можно будет подержать в руках. А некоторые аэропорты начинают использовать систему Alipay.

Развитие современного ретейла, безусловно, захватывающая тема с возможностью трудно прогнозируемых поворотов. Но мы всё-таки не об этом сейчас.

Мы о том, как аэропорт, нашедший было возможность бурно развиваться ценой потери самоидентичности, оказался перед угрозой концептуального краха избранной модели, оказавшись на чужой, по сути, территории с непредсказуемым будущим.  

А телефон, расширяя свои функции и захватывая новые области деятельности, и вовсе почти исчез, вытесненный смартфоном.

Наше повествование о телефоне и аэропорте начиналось с античности и мифов, а заканчивается историей весьма похожей на сказку. Сказку, в которой  долгожданные телефон и аэропорт  счастливо жили, приумножали богатства, а потом встретились в торгово-развлекательном центре, где и расстались сами с собой под натиском смартфона, приходящегося телефону то ли дальним родственником, то ли наследником в каком-то колене.

Источник изображения: https://pixabay.com

   

 

Материал подготовили:

Нина Мышинская, Татьяна Проскурина  

 

Источники:

Robert Hooke  «MICROGRAPHIA: or some Physiological Descriptions of minute bodies made by magnifying glasses with Observations and Inquiries thereupon»

В. И. Арнольд «Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук». Москва: Наука, 1989.

Материалы конференции “Adapt or die”: full report on the ACI EUROPE Airport Commercial & Retail Conference & Exhibition 2019

Фолькнер Г.У. "История народного хозяйства САСШ". Москва, Ленинград: ГСЭИ, 1932.

Encyclopaedia Britannica

Wikipedia

 


Адрес:
Россия, Санкт-Петербург
Организационное Развитие Бизнес Инновационных Систем