Одним из надёжных показателей эффективности построения организации могут быть отношения, установившиеся между сотрудниками, представляющими основные продуктовые и обеспечивающие процессы.
В эффективной организации сотрудники, занятые в обеспечивающих процессах, видят свою задачу в максимизации своего вклада в реализацию основных продуктовых процессов.
В неэффективной организации сотрудники, занятые в обеспечивающих процессах, видят свою задачу в том, чтобы доказать необходимость и важность своей деятельности.
Показателем эффективных отношений между сотрудниками, представляющими основные продуктовые и обеспечивающие процессы, являются регулярные контакты на горизонтальном уровне.
Показателем неэффективных отношений между сотрудниками, представляющими основные продуктовые и обеспечивающие процессы, являются частые рабочие совещания, проводимые по инициативе руководителей организации.
Есть виды деятельности, где основной продуктовый процесс реализуется преимущественно в виде ментальной деятельности без использования каких-либо специализированных инструментов, но сопровождается технически сложными обеспечивающими процессами.
В таких ситуациях, в отношениях между сотрудниками, представляющими основные продуктовые и обеспечивающие процессы, часто доминируют сотрудники, представляющие обеспечивающие процессы.