За недолгий постсоветский период консалтинг прошёл в России весьма длинный путь.
На первых порах консалтинг был востребован успешными компаниями, как атрибут, дополнительно подчёркивающий современность новых организаций и их отличие от прежних советских предприятий.Продуктом консалтинга в эту пору часто были красиво оформленные бизнес-планы и картинки организационных структур.
Полезность консалтинга для заказчика выражалась в основном в получении знаний о роли бизнес-планов, их структуре, методах подготовки. Важным моментом было также получение заказчиком знаний о маркетинговых исследованиях и бюджетировании, являющихся неотъемлемыми элементами подготовки бизнес-плана. В обобщён виде полезность консалтинга для заказчика формируется в виде дополнительных знаний, новых инструментов и умения общаться с ними.
По мере развития российского бизнеса отечественный консалтинг начинает заниматься более свойственными ему делами, обеспечивая развитие пришедших с рыночной экономикой новыхвидов деятельности компаний. В это время консультанты, успевшие познакомиться с зарубежными теориями, методиками и инструментами, активно продают клиентам заимствованные из иностранной практики готовые решения с красивыми названиями. Клиентами консалтинга в основном по-прежнему остаются успешные компании.
Полезность консалтинга для заказчика значительно расширяется. Предлагаемые консалтингом готовые методики касаются уже не отдельных вопросов, а носят комплексный характер, увязывающий стратегию компании и способы её реализации.
В обобщённом виде полезность консалтинга для заказчика на этом этапе формируется в виде дополнительных знаний, образцов best-practice успешных (в основном зарубежных) компаний, использовавших готовые методики, предлагаемые консультантами, и желания научиться использовать эти методики.
Однако даже у самых успешных компаний по мере их развития начинают возникать какие-либо проблемы. И в этот период начинается следующий этап в развитии российского консалтинга. Консалтинг становится востребован компаниями для решения различного рода проблем реального бизнеса, связанных со стратегией, маркетингом, продажами, персоналом, системами управления и т.п. Круг клиентов консалтинга расширяется за счёт обращения к консультантам компаний, сформировавшихся без использования консалтинговых услуг, но ощутивших потребность в них по мере развития и укрупнения своего бизнеса, как в ресурсе для решения своих конкретных проблем.
Именно этот этап очень важен для развития российского консалтинга, так как происходит дифференциация двух типов консалтинговых фирм – консалтинг, продающий готовые решения (свои или известных зарубежных фирм), и консалтинг, решающий конкретные проблемы клиента с помощью индивидуальных для каждой ситуации решений.
Продуктом консалтинга, продающего готовые решения, является внедрение типовых методик и инструментов, которые должны помочь компании-заказчику стать успешной. Полезность консалтинга для заказчика выражается в овладении умениями использовать самостоятельно внедряемые консультантами методики.
Продуктом консалтинга, разрабатывающего индивидуальные решения для каждого заказчика, является решение конкретной проблемы компании-заказчика. Полезность консалтинга для заказчика выражается в овладении методами нахождения различных вариантов для решения конкретных проблем и умением обосновывать выбор конкретного решения.
Именно в таком виде и существует российский консалтинг до сегодняшнего времени.
В качестве небольшого отступления отметим, что два этих вида консалтинга существуют и на западе. Разница лишь в том, что там исторически первой была концепция консалтинга, нацеленного на решение проблем клиента с помощью индивидуальных решений. Продавцы готовых продуктов появились позднее. В России же появление двух видов консалтинговых фирм произошло в обратном порядке.
ОРБИС-Консалт с начала своей работы и до настоящего времени реализует в работе с клиентами концепцию консалтинга, направленного на выработку индивидуального решения для конкретных задач или проблем каждого заказчика.
ОРБИС-Консалт бывает полезен, когда в компании есть задачи или проблемы, связанные с выбором концепции развития бизнеса, организационным развитием, реорганизацией бизнеса, управлением проектами, аудитом управленческих решений, повышением эффективности внутренних и внешних организационных коммуникаций, материальным стимулированием сотрудников, развитием системы продаж, повышением эффективности производственных затрат.
ОРБИС-Консалт бывает полезен, когда у владельцев бизнеса нет чёткой формулировки задач для консультантов, но есть ощущение, что с бизнесом надо что-то делать.
ОРБИС-Консалт бывает полезен, когда у владельцев бизнеса есть чёткое понимание конкретных задач, которые надо решить, но никто из имеющихся и полезных организации сотрудников сделать этоне может.
ОРБИС-Консалт бывает полезен, когда возникает вопрос, дело в том, как работает наша компания или все усилия организации перевешивают внешние факторы.
ОРБИС-Консалт бывает полезен, когда компания намеревается предпринять нечто абсолютно для неё новое, не имеющее аналогов в доступном окружении, и возникает естественное беспокойство от встречи с неизвестным.
ОРБИС-Консалт бывает полезен, когда нет времени читать много бизнес-литературы, но есть желание знать, что там пишут.
А поскольку все встречающиеся в живой действительности жизни ситуации не предвидеть, ни тем более перечислить нереально, возможно, ОРБИС-Консалт может быть полезен Вам и за рамками упомянутых здесь ситуаций.
Кнопка СПРАШИВАЙТЕ! e-mailтелефон