Главная \ Бизнес-Молекулы

Бизнес-Молекулы

Теги: Анализ ситуаций Бизнес-идея Бизнес-план Бизнес-процессы Информационная система Качественные методы Компетенции Маркетинг Методы анализа Нормативы численности Оплата труда Оптимизация затрат Организационная структура Оценка рисков Персонал Планирование Проект Производительность труда Система продаж Совещания Управленческие решения
Что делать
Что делать

 

Вопрос «что делать» по-прежнему возникает довольно часто и в деловой и в личной жизни наших граждан.

Можно выделить два основных варианта формулировки этого словосочетания:

надо что-то делать

что делать

 

Вариант «надо что-то делать» по определению произносится с повествовательной интонацией и эмоциями призыва, долженствования.

Кстати, в этой ситуации весьма часто в продолжении речи встречается и имеет существенное значение употребление глаголов "подумать" и "придумать".

 

Вариант  «что делать»  имеет большее количество модификаций:

от простого вопроса: что делать?

до обескураженного: что делать, ума не приложу?

и призывного, обращающегося к чувству эмпатии: посоветуйте, что делать?

 

Как говорится, почувствуйте разницу.

А также связь между языком, которым так часто стали пользоваться не задумываясь, и последствиями бездумного словоупотребления в практических делах.

Креативность и простота
Креативность и простота

 

В требованиях, формулируемых для сотрудников, желающих занять многие должности, часто присутствует слово "креативность".

В ответ соискатели должностей  в резюме заявляют о своей креативности.

На производственных совещаниях руководители призывают сотрудников придумать что-нибудь креативное.

Как правило, на самом деле во всех названных случаях речь идёт о придумывании чего-либо, что можно сделать очень просто либо с использованием примитивных технологий, либо вообще без них и обязательно  с минимальными затратами.

По-видимому, для того, что раньше обозначали словом креативность, скоро придётся подбирать новое слово.

Лицо фирмы
Лицо фирмы

 

Довольно часто публичными фигурами или лицом фирмы становятся совсем не те сотрудники, которые являются ключевыми с точки зрения основных продуктовых процессов.

 

Происходит так по нескольким причинам:

molecule-150387_960_720 Требования к ключевым сотрудникам и публичным фигурам весьма различаются

molecule-150387_960_720Редко один и тот же человек может с одинаковым успехом выполнять функции ключевого сотрудника и лица фирмы

molecule-150387_960_720Хедхантерская деятельность вызывает опасения за сохранность в фирме  ключевого сотрудника, ставшего публичной фигурой

 

В результате имидж фирмы, создаваемый её публичными фигурами, и реальное лицо фирмы могут отличаться весьма существенно.

 

Иногда дифференциация  имиджа фирмы, создаваемого её публичными фигурами, и реального лица фирмы, планируется совершенно осознанно. 

В таких фирмах сотрудники, играющие роль лица фирмы, фактически превращаются в ключевых сотрудников.

Иногда нет, и в таких случаях могут происходить недоразумения как забавные, так и могущие иметь весьма негативные последствия для деятельности фирмы. 

В таких фирмах причиной негативных моментов обычно принято считать ключевых сотрудников.

Ещё раз о лояльности как критерии подбора сотрудников
Ещё раз о лояльности как критерии подбора сотрудников

 

Довольно часто в организациях можно слышать утверждение, что «свои» сотрудники всегда предпочтительнее.

Основным аргументом в пользу предпочтительности «своих» обычно выступает тезис: «свои не предадут».

Хотелось бы отметить, что предают всегда «свои».

Чужие не могут предать по определению, ибо понятие предательства существует только по отношению к своим.

Представляется, что подбор сотрудников, исходя из соображений квалификации оных и задач, стоящих перед бизнесом, позволяет избежать многих проблем и разочарований.

Корпоративные подарки
Корпоративные подарки

 

Жанр корпоративных подарков представляется довольно загадочным.

В деятельности организаций корпоративные подарки бывают элементом PR, бывают рекламы.

Бывают  просто корпоративные подарки.

Кроме того, корпоративные подарки находятся в сложных отношениях с деловыми сувенирами.

При выборе корпоративных подарков принято оглядываться друг на друга, чтобы не быть совсем «как все», но и не выйти из «русла модных тенденций».

Практически никто не говорит об эффективности корпоративных подарков.

И все их дарят.

Распределение рисков
Распределение рисков

 

Обычно тот, у кого появляется какая-либо бизнес-идея, не думает о рисках вообще, воодушевляясь возможным позитивным результатом.

Риски появляются при рассмотрении  бизнес-идеи  теми, кому предстоит  идею реализовывать.

Как правило, при движении бизнес-идеи сверху вниз сокращается доля рисков карьерных и финансовых, и возрастает доля рисков технологических.

Затем почти всегда наступает момент, когда при обсуждении рисков руководитель и подчинённый говорят на совершенно разных языках - финансовом, с одной стороны, и технологическом, с другой стороны.

Почти всегда к этому моменту управленческое решение о реализации бизнес-идеи уже принято.

Очень редко  реализация бизнес-идеи останавливается на этом этапе.

Те, кто впоследствии реализуют бизнес-идею, как комплекс производственных функций, обычно полагают, что начальству видней и  все риски оно просчитало.

Эффективное управление временем
Эффективное управление временем

 

В современной бизнес - жизни, и не только, большим достоинством считается умение везде успеть.

Иногда  желание везде успеть трансформируется в стремление быть одновременно в нескольких местах, хотя бы в форме своих заместителей.

Складывается впечатление, что в стремление успеть везде, как это часто бывает в последнее время, вкралась определённая понятийная невнятность.

Можно успеть на поезд, на котором вы планировали поехать, и в этом случае вы действительно успели.

А можно успеть на совещание, к которому вы не готовы, потому что уже успели на несколько предшествующих совещаний.

И чем больше «успеваний» второго рода, тем туже клубок проблем, опутывающий "пострела", который "везде поспел", и всё стремительнее растёт потребность успеть, и ширится армия пострелов, и набирает объёмы клубок, заставляя забыть, что можно иначе.

А дальше почему-то вспоминается песня Владимира Высоцкого о том, куда не бывает опозданий.

Процессное управление – встроенные риски
Процессное управление – встроенные риски

 

Когда организация использует в качестве основного метода управления   процессное управление, довольно часто в случае отклонения от предписанного течения процессов главной целью управления становится добиться возвращения к предписанному течению процесса.

Формально такие действия соответствуют требованиям регулярного менеджмента.

В некоторых системах они используются под названием корректирующих воздействий.

Но далеко не всегда это соответствует тому, что надо делать действительно в этой ситуации.

Фактически в случае отклонения от предписанного течения процессов возникает ситуация отличная от той, для которой разрабатывались процессы.

Соответственно необходимо либо заново разрабатывать процессы для новой ситуации, либо переходить от процессного управления к управлению по ситуации.

Почти никогда при выборе процессного управления описываемая ситуация не рассматривается как риски имманентные процессному управлению.

Сокращение персонала
Сокращение персонала

 

Сокращение персонала довольно часто становится предметом газетных статей, телерепортажей, обсуждений в трудовых коллективах, обращений в судебные инстанции.

По-видимому, это тот редкий случай, когда непрофессионалами широко обсуждается вопрос чисто инструментальный.

По сути, очень сложно представить ситуацию, когда сокращение персонала могло бы стать самоцелью какой-либо бизнес-деятельности.

Сокращение персонала может быть инструментом реорганизации бизнеса, оптимизации затрат, реинжиниринга бизнес-процессов и т.п.

Во всех этих случаях сокращение персонала не является целью производимых преобразований.

Часто сокращение персонала воспринимается не как инструмент,  а как следствие производимых действий.

Но следствием любых целенаправленных действий является то, ради чего они проводятся, а не инструменты, с помощью которых эти цели достигаются.

Некоторые причины неисполнения профессиональных обязанностей и управленческих решений
Некоторые причины неисполнения профессиональных обязанностей и управленческих решений

 

Довольно часто сотрудники в качестве оправдания за невыполненные  профессиональные обязанности и управленческие решения  говорят: «Я забыл/забыла».

Предполагается, что забывчивость может служить уважительной причиной в силу отнесения свойства забывчивости к милым личностным особенностям, не имеющим отношения к производственному процессу.

 

На самом деле, если сотрудник ссылается на забывчивость,  как причину невыполнения профессиональных обязанностей и управленческих решений, скорее всего это свидетельствует о том, что он

paint-splatter-312092_960_720 Вообще не пытался запомнить решение, которое он должен выполнить

paint-splatter-312092_960_720Знает, что невыполнение профессиональных обязанностей и управленческих решений не повлечёт для него  никаких неприятных последствий

paint-splatter-312092_960_720Не понимает суть решения и требуемые для его выполнения действия, но в силу определённых причин не счёл нужным задать вопросы, которые могли бы прояснить ситуацию

paint-splatter-312092_960_720Не понимает характер своей деятельности в целом и поэтому вынужден ориентироваться на механическое запоминание, не будучи способным организовать  даже этот процесс

paint-splatter-312092_960_720В принципе безразличен к работе

 

В чём-то использование забывчивости в качестве оправдания в связи с несовершёнными действиями напоминает ссылки на состояние опьянения в связи с действиями совершёнными.

Может быть, при приёме на работу ввести обязательный тест для проверки способности к запоминанию?

Адрес:
Россия, Санкт-Петербург
Организационное Развитие Бизнес Инновационных Систем