Главная \ Бизнес-Молекулы \ Развитие бизнеса

Развитие бизнеса

Теги: Анализ ситуаций Бизнес-идея Бизнес-план Бизнес-процессы Информационная система Качественные методы Компетенции Маркетинг Методы анализа Нормативы численности Оплата труда Оптимизация затрат Организационная структура Оценка рисков Персонал Планирование Проект Производительность труда Система продаж Совещания Управленческие решения
Сокращение персонала
Сокращение персонала

 

Сокращение персонала довольно часто становится предметом газетных статей, телерепортажей, обсуждений в трудовых коллективах, обращений в судебные инстанции.

По-видимому, это тот редкий случай, когда непрофессионалами широко обсуждается вопрос чисто инструментальный.

По сути, очень сложно представить ситуацию, когда сокращение персонала могло бы стать самоцелью какой-либо бизнес-деятельности.

Сокращение персонала может быть инструментом реорганизации бизнеса, оптимизации затрат, реинжиниринга бизнес-процессов и т.п.

Во всех этих случаях сокращение персонала не является целью производимых преобразований.

Часто сокращение персонала воспринимается не как инструмент,  а как следствие производимых действий.

Но следствием любых целенаправленных действий является то, ради чего они проводятся, а не инструменты, с помощью которых эти цели достигаются.

Подумать и придумать
Подумать и придумать

 

Довольно часто можно слышать просьбу или призыв что-нибудь придумать.

И всё реже звучат слова о том, что прежде, чем сделать что-либо, всегда надо подумать.

Повседневная лексика сознательно или подсознательно выбирает не процесс, а результат.


То, что родилось как следствие процесса  «подумать», почти никогда не будет совпадать с результатом того, что появилось  в связи с необходимостью «придумать».


И всё шире распространяется вера в то, что, в крайнем случае, можно будет ещё что-нибудь придумать.

Возможно, скоро мы будем реально жить в придуманном мире.

О такой перспективе интересно подумать.

Корректировка управленческих решений
Корректировка управленческих решений

 

Довольно редко в бизнес-организациях открыто и определённо говорят о корректировке или изменении управленческих решений.

Чаще говорят об изменении обстоятельств и связанной с этим корректировке плана действий.

Строго говоря, план действий по реализации управленческого решения является элементом этого решения.

Управленческое решение, не имеющее плана реализации, по своей природе ближе к желанию, чем к решению.

В бизнес-лексике «мы решили» часто говорят  в ситуациях, в которых в обыденной жизни используется сочетание «я хочу».

Настойчивость и последовательность в действиях
Настойчивость и последовательность в действиях

 

Можно настойчиво и последовательно предпринимать попытки осуществлять какое-либо действие, пресекаемое в самом начале.

Можно настойчиво и последовательно продвигаться шаг за шагом по запланированному пути, невзирая на все препятствия.

Можно настойчиво и последовательно в каждой ситуации проводить анализ складывающегося состояния дел и корректировать свои намерения.

Можно настойчиво и последовательно ввязываться в авантюры.

 

И во всех этих случаях речь идёт в известном смысле об одном типе действий.

Ещё раз об аутсорсинге
Ещё раз об аутсорсинге

 

Большинство задач: личных, бытовых и производственных можно решить двумя способами - своими силами или с привлечением профессионалов.

 

По отношению к личным задачам привлечение профессионалов не происходит почти никогда.

Сторонних консультантов-профессионалов заменяют чаще всего друзья и родственники.

 

По отношению к бытовым задачам в последние годы наметилась устойчивая тенденция постоянного роста привлечения профессионалов для решения задач в этой сфере.

К сожалению, эта тенденция не сопровождается адекватным ростом профессионализма привлекаемых профессионалов.

 

По отношению к производственным задачам ситуация имеет название аутсорсинг.

Как кажется, есть существенная разница между наличием или отсутствием собственного источника воды, с одной стороны, и способностью или неспособностью пить эту воду самостоятельно, с другой стороны.

Принятие решений – эффектных и эффективных
Принятие решений – эффектных и эффективных

 

Довольно часто, решая производственные задачи, выбирают решение, которое наилучшим образом позволяет решить основные видимые проблемы.

Спустя какое-то время, в процессе реализации принятого решения складывается ситуация, когда основные проблемы решены, а исходная задача в целом - нет.

Как правило, на производственных совещаниях этого периода преобладает тезис - надо быстро «подчистить хвосты».

Время идёт, задача не решается, «хвосты» закручиваются колечком и красиво опушаются.

Производственные совещания приобретают всё более напряжённый характер.

Объектом недовольства становятся сотрудники, не способные сделать сущую мелочь -  устранить «хвосты», когда основные проблемы успешно преодолены.

Почти всегда причиной таких ситуаций является некорректность базового решения, позволявшего быстро и эффектно устранить основные проблемы, но не решить задачу в целом.

Критерии выбора и использования
Критерии выбора и использования

 

Довольно часто происходит подмена критериев выбора и использования.

Выбирают решение или предмет, исходя из анализа и оценки ситуации выбора.

Реализуют решение или применяют выбранный предмет уже в иной ситуации – ситуации использования.

Во избежание неприятных сюрпризов полезно перед выбором осознанно сопоставить ситуации выбора и использования.

Результатом будут интегрированные критерии, уже на стадии формирования включающие в себя характеристики ситуаций выбора и использования.

Конкуренция
Конкуренция

 

Когда говорят о конкуренции, довольно часто упускается то обстоятельство, что конкуренция имеет два, по сути, совершенно различных аспекта.

Конкуренция, как инструмент экономического развития, направлена на совершенствование организации производства и продукта.

В, конечном счёте, эти процессы соответствуют интересам, как производителя, так и потребителя.

Конкуренция, как инструмент борьбы, ориентированной на ликвидацию партнёров-соперников, направлена фактически на сворачивание сферы деятельности.

В, конечном счёте, эти процессы не соответствуют интересам ни производителей, ни потребителей того бизнес-пространства, где развернулась конкуренция такого рода.

В случае конкуренции первого типа в выигрыше оказывается всё бизнес-пространство, в котором разворачивается такая конкуренция.

В результате конкуренции второго типа довольно часто выигрывают те, кто находится вне бизнес-пространства, в котором развернулась такая конкуренция.

Менеджмент в контексте задач, желаний и долга
Менеджмент в контексте задач, желаний и долга

 

Есть организации, руководители которых хотят достичь каких-либо результатов.

Работа в таких организациях превращается в исполнение желаний с элементами сотворения чудес.

Релевантный тип сотрудников - золотые рыбки.

 

Есть организации, руководители которых действуют, исходя из чувства долга перед владельцами бизнеса.

Работа в таких организациях превращается в суровую службу, где всегда есть место подвигу.

Релевантный тип сотрудников - бойцы, самое страшное наказание для которых - стать ронином.

 

Профессиональные менеджеры в любых ситуациях решают задачи.

Head Hunting
Head Hunting

 

Почти всегда объектом хедхантинга становится сотрудник, имеющий публичную известность.

В корректно выстроенных организациях то, кто именно из сотрудников может быть публичной фигурой, всегда определяется так, чтобы не нанести ущерб организации.

Ситуация с хедхантингом зачастую напоминает историю о неуловимом Джо в зеркальном отражении.

Адрес:
Россия, Санкт-Петербург
Организационное Развитие Бизнес Инновационных Систем